ИНЖЕНЕРНЫЙ «ХАКАТОН» НА ПЕРВОМ ФОРУМЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ (время прочтения - 10 минут)

«Беспилотники, дроны, коптеры», ‑ совсем недавно – это были слова из фантастических книг и утопий, сегодня многие специалисты военно-промышленного сектора, сельского хозяйства, медиасферы, учёные не представляют своей жизни без них. Утратило фантастическое амплуа не только использование дронов, но и их производство и проектирование, перейдя из стен научно-исследовательских учреждений и технических вузов, в учреждения среднего профессионального образования. Подтверждение тому ‑ результаты, работы студентов региональных техникумов, школьников и рабочей молодёжи Хабаровского края на первом региональном молодёжном форуме машиностроителей Хабаровского края «Создавая новое».

Три дня на базе Хабаровского машиностроительного техникума 120 представителей крупных региональных предприятий машиностроительной отрасли, руководители и педагоги техникумов и школ Хабаровского края, студенты профессиональных образовательных организаций и школьники работали на первом в Хабаровском крае форуме машиностроителей «Создавая новое».

1.jpg

«Основная цель форума – создать единое сообщество машиностроителей края, дать им возможность познакомиться, общаться между собой, с предприятиями, с нами на темы, которые их действительно волнуют: трудоустройство, конструирование-моделирование, новые технологии», ‑ говорит инициатор форума, директор Хабаровского машиностроительного техникума Оксана Беленкова.

2.jpg

Запуск форума машиностроителей «Создавая новое». Оксана Беленкова, директор Хабаровского машиностроительного техникума и
Дмитрий Краснов, руководитель аппарата Хабаровского регионального отделения ООО «Союз машиностроителей России» (справа налево)

В течение трёх дней участники знакомились с профессиями машиностроительной отрасли, общались, посетили с экскурсией завод «Дальэнергомаш» и Хабаровский нефтеперерабатывающий завод, создавали проекты по разработке единого информационного пространства машиностроителей края и решали инженерные кейсы от ПАО «Компания «Сухой» ‑ «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина».

3.jpg

Новым и наиболее интересным для Бутылки Клейна стала завершающая часть форума – решение инженерных кейсов от КнААЗ. Об инженерном хакатоне в усечённом формате мы поговорили с представителем команды победителей, студентом первого курса Хабаровского машиностроительного техникума, Артёмом Парфентьевым.

4.jpg

Артём Парфентьев, победитель кейсового конкурса от КнААЗ на краевом форуме машиностроителей «Создавая новое», студент первого курса Хабаровского машиностроительного техникума

Артем, расскажи в двух словах о первом форуме инженеров-машиностроителей. Что ты там три дня делал?

В первый день нас объединили в команды, играли в спортивные игры, эстафеты с работающей молодежью машиностроительных предприятий края, с работодателями, запрыгивали им на плечи, весело было, много всего интересного. Квест проходили. На пиар-буме думали над созданием единого информационного пространства для машиностроителей Хабаровского края, выбирали площадку, решали, какие специалисты необходимы для создания этого пространства.

Во второй день посетили с экскурсиями завод «Дальэнергомаш» и Хабаровский нефтеперерабатывающий завод. На «Энергомаше» очень понравилось, не думал, что там всё так по-современному, цивилизованно, ожидал увидеть полуразрушенные помещения со старым оборудованием.

5.jpg

6.jpg

Экскурсии на завод «Дальэнергомаш» и Хабаровский нефтеперерабатывающий завод

Здорово, думаю, у многих не радужный образ наших заводов. Слушай, а пиар-бум, вот вы думали про создание единого информационного пространства, расскажи подробнее, чем это завершилось?

Мы решили, что у нас во «Вконтакте» будет создана группа для обмена сообщениями и новостями, потом разработаем отдельный сайт для этого. На форуме выбрали ответственного за данное направление работы, в последствии ещё будут нужны модераторы, дизайнеры, контент-менеджеры.

Это было в первый день, а во второй ‑ вы что-то разрабатывали, конкурс проектов был?

Нет, конкурс был в первой половине третьего дня. Решали командами кейсы от Комсомольского-на-Амуре судостроительного завода, беспилотники проектировали, потом защищали придуманные решения. Во второй день только информационное пространство проектировали.

7.jpg

Интересно. Что за задание вам досталось?

Я опоздал немного к началу проектной работы, поэтому самого кейса не видел. Прибежал, присоединился к команде ребят, посмотрел, что они уже наработали, предложил им свой проект беспилотника для работы в условиях Арктики.

Получается, в условиях кейса не было обозначено «Сделать дрон, чтобы изучать движение льдов в условиях Арктики». Расскажи, почему решил проектировать беспилотник именно под это направление работы?

Да, кейс просто про беспилотник был. А про Арктику у меня наработки уже были. На проектирование всего час выделялся, на полчаса я опоздал, поэтому ничего нового придумывать не стали, восстановил проект, с которым в Артек летал.

Здорово, ты был в Артеке! Что там делали?

Ещё обучаясь в школе, участвовал на форуме «ПроеКТОриЯ» в Ярославле. Там с двумя специалистами из Московского авиационного института мы разрабатывали солнечный беспилотник. После форума мне предложили поехать в Артек. Только чтобы поехать, нужно было пройти конкурс. Первый тур – олимпиады по русскому языку, математике и физике, второй ‑ сделать проект на тему: «Беспилотник для работы в условиях Арктики». Проект получился шикарный, с ним в Артек и поехал. А на самой смене мы беспилотник спроектировали и запустили, и просто отдыхали.

8.jpg

Артём Парфентьев на инженерной смене
в Международном детском центре «Артек»

Сейчас твой «арктический беспилотник» существует как проект, на бумаге. Планируешь его реализовывать дальше? Модель делать?

Собираюсь, уметь проектировать, моделировать и собирать рабочие дроны - сейчас актуально, но как-то руки всё не доходят. Если найдётся кто-то, помощь со стороны, скажут: «Вот, держи тебе всё необходимое и делай».

В чём тебе нужно помочь?

В финансировании.

А сколько примерно стоит сделать такой коптер?

Думаю, по себестоимости комплектующих до пятидесяти тысяч можно уложиться.

Когда вы делали дрон в Артеке, откуда комплектующие брали?

Московский авиационный институт предоставлял.

Расскажи подробнее про коптер, который на форуме спроектировал. Что он должен или может делать в условиях Арктики? Зачем он? Какие характеристики у беспилотника?

Часто для доставки грузов, медикаментов, измерения толщины льда, отслеживания браконьеров и прокладывания пути для ледоколов в Арктике используют беспилотники. Многие из них уже устарели, можно сделать более функциональные, надёжные и дешёвые в эксплуатации. Также дроны могут решать новые задачи. Например, помогать с активно идущим сегодня развитием северного морского пути ‑ наиболее дешевого из западной части в восточную, или обследовать газопроводы: сейчас этим занимается вертолёт, гружённый специальной аппаратурой и командой людей. Это намного дороже, чем беспилотник запустить.

Главная задача моего дрона ‑ перевозка продуктов на полярную станцию, но могут быть и другие. Для этого нужно лишь внести коррективы в базовую модель и программное обеспечение коптера.

Сейчас длина беспилотника – 1,5 м., вес – 10 кг., зарядки аккумулятора хватит на 100 км., для управления достаточно одного человека.

9.jpg

Защита проекта коптера для использования в арктических условиях командой Артёма Парфентьева

Он будет летать с камерой?

Да, у газовщиков специальная аппаратура присутствует.

Готовясь к беседе с тобой, увидела, что ты авиамоделированием занимаешься. Давно?

8 лет, в центре детского творчества проектируем и собираем модели самолётов.

Много уже моделей собрал?

Я самолёты собираю, уже и не считаю, штук 15, наверное, своих. Дорого этим спортом заниматься.

А центр технического творчества поддержки не даёт?

Даёт, конечно: организационную и в части обучения. Первые два года преподаватели давали нам задания, мы делали, советовались с ними, потом, когда видят, что у нас получается, отпускают в свободное плаванье, проектируем и делаем модели по собственному желанию, с преподавателями советуемся только иногда.

У нас два преподавателя. Один очень опытный, пожилой, даже звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР есть. А второй молодой, мы с ним на «ты». Интересно очень заниматься в центре.

10.jpg

Процесс создания Артёмом авиамодели в мастерской Центра технического творчества детей

Расскажи про соревнования по авиамодельному спорту. Как, где это проходит?

Это региональные соревнования, со всего Хабаровского края приезжают, Комсомольский кванториум участвует. Обычно дальше региона не выезжаем. Баллы хорошие, побеждаем, но на всероссийские не отправляют ‑ дорого.

А каких моделей эти 15 самолётов, которые ты сам собрал? Кукурузник? Ещё что-то?

Нет, просто радиоуправляемые, пилотажные, планера с достаточно большой продолжительностью полёта. Много разных. Кордовые на двух тросах. Сейчас закончил делать двухметровую модель с двигателем внутреннего сгорания.

Уже опробовал?

Нет ещё. Боюсь, слишком дорого вышло.

Боишься, что упадет?

Ага.

11.jpg

Одна из авиамоделей Артёма

Кроме кружка авиамоделирования где-то ещё техническим творчеством занимаешься?

Перед нашим форумом вернулся во второй раз из Артека. Меня Московский авиационный институт приглашал. На смене самолёт проектировали с моим напарником из Хабаровска уже как помощники преподавателей. Детали для него на 3D-принтере печатали, в итоге собрали рабочую модель с трёхметровым размахом крыльев и запустили его в Артеке.

Туда приезжают школьники?

Да, 10-11 класс со всей России.

Получается, ты закончил 11 класс и пошел в колледж? Почему?

Нет, я хорошо закончил 9 класс, всего четыре четвёрки, остальные ‑ пятёрки. Мама посоветовала идти в техникум, сказала, что это сейчас лучше, актуальней, правильнее. Мама – педагог в одном из лучших образовательных центров Хабаровска, решил прислушаться к совету, а потом, если захочу, в университет пойду.

В Московский авиационный институт?

Я с ними общаюсь, думаю, возьмут меня, но студенты Московского авиационного, которые у нас курсы вели в Артеке, говорят лучше поступать в другие вузы.

Артём, спасибо за интервью! Возможно, благодаря ему инвестор для реализации твоего проекта по созданию беспилотника для арктических условий найдётся быстрее. Поздравляем с победой! Дальнейших успехов в научно-техническом творчестве. Будем рады видеть тебя вновь на «страницах» Бутылки Клейна!

12.jpg

Авторы Ася Ефимова, Дмитрий Павленко

Выберите вариант регистрации как:

Физическое лицо
Эксперт

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Войдите в свой аккаунт

Забыли свой пароль? Регистрация

Войти с помощью:

Восстановление пароля

Ваш пароль успешно выслан вам на email

Форма авторизации на сайте
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Регистрация на Портале с помощью электронной почты

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Зарегистрируйтесь на Портале.

Выберите удобный для Вас вариант регистрации.



или


Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Регистрация Эксперта на Портале







Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Портал профессионального образования Хабаровского края создан по инициативе Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования» (КГАОУ ДПО ХКИРСПО). Вы так же можете скачать мобильное приложение профессионального образования Хабаровского края. Мобильное приложение разработано для iOS и Android.